Взращивание потребителя или Большой Заговор

Современный мир порой напоминает мне уэллсовскую фантазию. Если Вы помните, то в своем «Машине времени» Герберт Уэллс отправляет героя в будущее, где тот попадает в утопический рай. Однако скоро рай обращается жутким кошмаром. Герой Уэллса узнает, что помимо «рая» наверху, есть еще один мир под землей. И жители верхнего мира - так называемого «рая» - на самом деле лишь пища для жителей подземелья.

Нечто подобное можно наблюдать и в нынешней системе жизненного уклада. Правда, с каким-то «извращенным вывертом».

У нас тоже два мира. Мир властителей, бизнесменов и толстосумов. И другой мир – мир потребителей. Только вот райская жизнь напрочь отсутствует и в том мире и в другом. Есть только обещание рая. В мире потребителя (назовем его условно «Нижним миром») бытует поверье, что властители мира сего (то есть жители «Верхнего мира») живут в раю. А обитатели небес прекрасно знают, как живут «внизу», и почему-то строго периодически завидуют их наивности.

Пищей для жителей Верхнего мира являются обитатели Нижнего. Однако холить и лелеять пищу «верхушники» не намерены. Более того, они наоборот «стравливают» нижних между собой. Зачем это делается? Наверное затем, что питаются жители Верхнего мира людским горем, человеческой болью. Иного мнения у меня нет, хотя я, обитатель Нижнего мира, вполне могу и ошибаться. «Низушники» же перебиваются каннибализмом - питаются своими же собратьями, и даже имеют привычку хорохориться этим. Ну что тут сказать? «Блаженны нищие духом…»

Однако не так все просто. Помимо тех кошмаров, о которых говорилось выше, есть еще и «Большой Заговор». Придумали его «умные люди», то есть обитатели Верхнего мира. Суть этого большого заговора вот в чем: во-первых, создается легенда о райской жизни «верхушников». Вторым пунктом идет легенда о том, что в Верхний мир (то есть в рай) можно попасть живьем. Для этого существует даже некий «Кодекс правил», соблюдая который, любой человечишка сможет достигнуть «небес обетованных». Правила этого Кодекса столь нелепы, что догадаться в их непрактичности сможет любой мало-мальски думающий человек. Например, одно из правил этого Кодекса гласит: «Потребляйте». В то время как каждый обитатель Верхнего мира наоборот до минимума сводит потребление, чтобы не растратить имеющийся капитал, без которого в Верхнем мире жить не позволяется. Житель Верхнего мира все имеющиеся средства вкладывает в дело, живя при этом хуже, чем самый нищий «низушник». Другое правило Кодекса гласит: «Не рискуйте». А ведь без риска невозможно сколотить достаточно приличное состояние, которое и является пропуском в Верхний мир. Подобных «неверных правил» в Кодексе великое множество, и это лучшая защита от нежелательных эмигрантов, которых очень боятся «верхушники».

А теперь - внимание! Средством для распространения и навязывания «Большого Заговора» стала реклама. Да, да, та самая безобидная и такая завлекательная, умная и правильная реклама. Все, как всегда, до нелепости просто.

И самое удивительное при этом то, что «Большой Заговор» никаким секретом не является. Жителям Нижнего мира так хочется верить в выдуманный рай, что они добровольно позволяют себе заблуждаться. И готовы дальше грызть друг другу горло и наивно верить в то, что им в рамках «Большого Заговора» преподносится рай. А жители верхнего мира в это время страдают оттого, что они просто физически не в состоянии использовать то, что они накопили и в то же время постоянно озабочены тем, как бы приумножить свои и без того бесполезные богатства.

По сравнению с этим, уэллсовский мир будущего выглядит детской страшилкой.

Одна проблема теперь – а куда податься, если ни тот, ни другой мир меня не устраивает?

Читайте также:

О [не]обходимости рекламы

Всевечное небо

Звездопад

Эффект лампочки