Монолог о красоте или Что же такое есть красота?
О красоте заставил меня задуматься один маленький человечек двух лет от роду, который однажды попросил меня нарисовать ему лошадь. Я рисовать вообще-то не умею (разве что человечков из палочек и огурчиков), но на просьбу ребенка я, конечно же, не мог ответить отказом. Лошадь получилась беспрецедентно ужасная, но пацан был в восторге. Он даже побежал к своей маме показывать мое корявое творение.
- Смотри, как красиво, - сказал он ей.
- Очень красиво, - сказала мама, даже не глянув на рисунок.
И вот тогда я почему-то подумал, что на самом деле есть красота? И где грань красивого переходит в обычное или даже безобразное?
Например, я только что нарисовал лошадь. На мой взгляд, данное весьма сомнительное существо заинтересовало бы разве что содержателя кунсткамеры. А ребенок в этой жалкой пародии на прекрасное животное увидел настоящую красивую лошадь (и это, заметьте, вовсе не моя заслуга, а его богатого воображения). Означает ли это, что лошадь действительно красивая? Если да, то почему я не вижу красоты в своем рисунке? Если же нет, то тогда откуда ребенок увидел там эту красоту? Если же красота вовсе не зависит от моего конкретного рисунка, а лишь от субъективного взгляда смотрящего, то совсем непонятно, как можно разделять, что именно является красивым, а что – нет, не говоря уже о ценности этой самой красоты и общепризнанных эталонах?
Или возьмем мать этого мальчика. Когда я смотрю на нее вот так, со стороны, я вижу, как она красива. Ее профиль, взлохмаченный ежик волос, изгиб спины, томное мановение руки с сигаретой в хрупких пальцах, умопомрачительно длинные ноги – нет слов, чтобы выразить всю эту красоту. Но, еще несколько лет назад (уточню - больше трех, дабы избежать ложных догадок), когда это было не «со стороны», все вышеперечисленное вызывало во мне лишь раздражение и злость. В самом крайнем случае животную похоть, а вот красоты никакой не было. Хотя при нашем первом знакомстве я в первую очередь обратил внимание на красоту этой девушки. То есть, получается, красота была, потом куда-то исчезла, а теперь опять появилась? Или (что вернее) красота эта всегда была, но в какой-то момент для меня лично она как бы перестала существовать? Или же я ее (красоту) все-таки видел, но это вытеснялось чем-то более значимым?
Становится все непонятственнее и непонятственнее.
Или вот, к примеру, такая ситуация. Навстречу мне идет красивая девушка. Я прекрасно вижу, что она красива, и у меня нет в этом сомнений. Однако стоит ей подойти поближе, и я вдруг обнаруживаю, что в ней совершенно нет ничего красивого. Иногда для этого бывает достаточно какой-нибудь незначащей мелочи – изгиба губ, или даже просто чересчур насыщенного запаха духов.
Как может красота зависеть от запаха духов? Неужели красота – столь тонкая материя? Или все-таки получается, что красота на самом деле идет изнутри меня? То есть я сам выбираю, чему быть красивым, а чему – нет. Причем не окончательно, так как множество самых разных факторов могут изменить мое утверждение. И тогда получается, что красота – это я сам, а все, что я называю красивым, лишь, как зеркало, отражает мою внутреннюю красоту (или безобразие).
Но это бред какой-то. Ведь если бы красота была лишь внутри людей, то никакие ухищрения с косметикой и пластическими операциями не помогли бы сделать некрасивое красивым. А, судя по применяемости этих методов, сии ухищрения срабатывают весьма эффективно. И, значит, красота вовсе не в нас. И еще – мы сами очень часто не умеем распознать собственную красоту и безобразие, но зато другие видят - насколько мы красивы или безобразны.
Что-то вообще все запуталось. Попробуем зайти с другой стороны. Возьмем ту же нарисованную мною лошадь. Я точно знаю, что эта лошадь некрасива, и при этом знаю, что нужно сделать, чтобы лошадь стала красивой. Но тут появляется художник-авангардист и перерисовывает мою лошадь в какой-нибудь специфической манере. Я вижу, что по моим собственным критериям красивого эта лошадь такая же безобразная, как и нарисованная мной, но при этом мне нравится рисунок художника и я вполне серьезно признаю, что его лошадь красива. Отчего же его неправильная лошадь красива, а моя безобразна, при том, что обе лошади, согласно моему внутреннему цензору, никак не могут быть красивыми? И что скажет мальчуган, увидев лошадь художника-авангардиста?
Или вот самая простая задача. Возьмем десять произвольных лошадей (или, например, десять девушек, не суть важно). Из них, допустим, трех я признаю красивыми, пять – обычными, двух лошадей (или девушек) безобразными. И я даже назову критерии, почему три именно красивы, пять – обычны, а две – ужасны. В следующей десятке я назову двух лошадей красивыми, в третьей – опять, к примеру, трех. Уберем обычных и безобразных, оставив лишь восьмерку красивых лошадок. И опять попросим меня выбрать красивых. И этих красивых будет уже не восемь, а пять или даже три. Почему? Ведь лошади те же самые, и я их сам выбрал. И критерии выбора остались неизменны. Но какие-то лошадки уже почему-то не будут красивыми. Почему?
И я бы мог привести еще кучу примеров и ситуаций, но яснее, что же такое есть красота, не станет. Я пробовал анализировать с точки зрения собственных вкусов, вселенской гармонии, природы и первой сигнальной системы, настроения, сиюминутного желания, физических данных, мистических эманаций, но каждый раз результаты были различны, как при раскладывании пасьянса, так что в итоге я вообще перестал понимать, что же именно я пытаюсь вычислить.
Но последней каплей, переполнившей чашу непонимания, было воспоминание об однажды виденном мною конкурсе красоты («Мисс мира» или «Мисс вселенная», не помню), финал которого поверг меня в шок – победа досталась трем самым безобразным дамочкам. И какой же это идиот присудил им победу? Да и вообще, стоит элементарно выйти вечером в любой парк, можно увидеть девушек намного красивше, чем самая-самая «Мисс». И, хвала богам, эти девушки никогда не окажутся на этом воистину глупом соревновании, где неизвестные люди решают, кто красивый, а кто – нет.
И, наконец, какой же из всего этого монолога можно сделать вывод? Я могу предложить разве что буддистский: «Я знаю, что я ничего не знаю». Однако это совсем не проясняет ситуацию с понятием красоты. Но это, наверное, не так уж и важно, что же именно такое представляет из себя красота и каковы ее критерии, ведь даже если объяснение будет найдено и критерии изложены, я все равно буду руководствоваться исключительно собственными впечатлениями и оценками, и никто не сможет меня переубедить в обратном, потому что в моем внутреннем понимании красивого (как и в любом другом) слишком уж много всяческих нюансов, просчитать которые просто-напросто невозможно, как невозможно сосчитать капли в море.
Читайте также:
• Я, другой я или счастье в несчастье. Философский монолог
• Любовь. О любви. Философский монолог
• Параллельный мир или Монолог о всемирной паутине
• Монолог о смерти. Философское размышление о смерти
Читают прямо сейчас:
• Геракл. Миф о Геракле. Подвиг шестой – Авгиевы конюшни