О [не]обходимости рекламы. Креативная философия
Изначально реклама несла функцию информационную, просветительскую. То есть была цель оповестить население о некоем товаре, который был в наличии у продавца, но не раскупался (или раскупался, но плохо) вследствие того, что люди ничего не знали об этом товаре (и его товарных данных). Бывало и так - о товаре знали, однако не ведали, что у данного торговца он стоит гораздо дешевле. Или, может быть, товар был качественно лучше, чем у других продавцов. Или же что еще, не важно. Важно то, что реклама несла полезную (иногда необходимую) функцию, то есть информировала людей о том, что они вследствие каких-либо причин не знали. Проще говоря, реклама облегчала (улучшала) жизнь и (потенциальных) покупателей, и, соответственно, торговцев.
С тех пор многое изменилось. Что касается рекламы, то тут уж изменения кардинальны. Плюс перешел в минус. Никакой пользы от рекламы потребитель (заметьте, как изменилось само слово: уже не «покупатель», не «клиент», а «потребитель») не получает, скорее даже наоборот – реклама лишь сбивает с толку, провоцирует сделать то, что иначе разумный человек вряд ли бы сделал. Реклама стала выгодна лишь тем, кто пытается заработать деньги любым способом, зачастую используя человеческие слабости в своих корыстных целях. То есть нынешняя реклама направлена на то, чтобы убедить потребителя в том, что рекламируемый товар (или услуга) необходим покупателю, что только данный товар (услуга) решит все те проблемы, с которыми сам он (потребитель) не в состоянии справиться. Когда на самом деле – все не так. И пусть я немного преувеличиваю и утрирую, но мне кажется, все разумные люди со мной согласятся. Нет, точнее согласятся не «разумные», а те люди, которые не заинтересованы в том, чтобы обогатиться за счет чужих проблем или наивной веры.
Кстати, по заявлению Александра Гордона современная кризисная ситуация – следствие вовсе не экономических проблем. Кризис, утверждает Гордон, наступил вследствие того, что обязательства, данные так сказать, верхушкой властителей, золотой и платиновой элитой, оказались невыполненными. То есть людям пообещали, мол, приобретете то-то и то-то, и будете счастливы. И люди, вдохновленные рекламой, пропагандой гламурной жизни, рассказами о жизни звездных мальчиков и девочек, бросились приобретать и потреблять, потреблять и приобретать. И вот они (обыкновенные человеки) потребляют и приобретают, а счастья все нет. Может нужно больше приобретать и потреблять? – думают они. И еще больше потребляют и приобретают. А счастье все не приходит и не приходит. В конце концов даже самые глупые и упертые человечки наконец поняли, что тут что-то не так. Что их обманули. Они (люди) сделали все как надо, как сказали в телевизоре, они пахали как ослы, а в итоге ничего не получили. Все, что показывали по телевизору, только в телевизоре и осталось. И вот тогда на свет выполз Кризис, ужасный зверь Песец, о котором нас предупреждал еще сам батюшка Пелевин.
Но это, так – актуальное отступление. Дань моде. Вернемся к рекламе. На данный момент реклама – это продвижение товара (услуги), создание ему (ей) имиджа, повышение покупательского спроса. Как правило, над созданием рекламы работают профессионалы, и в итоге очень часто сама реклама оказывается намного лучше рекламируемого товара (услуги). А люди ведь покупаются на рекламу, а не на сам товар (услугу). То есть реклама товара (услуги) сознательно программирует людей на то, чего бы они в ином случае не сделали. То есть выполняет обратную функцию - не помогает потребителю разобраться в современном изобилии товаров (услуг), а наоборот запутывает его (обманывает), заставляя сделать выбор в пользу лучше рекламируемого товара. А иногда даже хуже.
Пример: Реклама «Калгон». Как говорится в рекламе, это средство помогает предохранить стиральную машину от поломки. В то время как на самом деле «Калгон» - это обыкновенный смягчитель воды, который итак (заметьте!) содержится в любом порошке. И уж точно смягчитель воды никоим образом не защитит стиральную машину от поломки. Но и это еще не все. Даже если бы «Калгон» реально предохранял стиральную машину от поломки, то количество потраченных на него денег намного превзойдет сумму, которую вы потратили бы на ремонт сломанной стиральной машины. Какой напрашивается вывод?
В итоге получается такой расклад: для того, чтобы современному потребителю приобрести какой-либо товар (услугу) вовсе не обязательно ориентироваться на современную рекламу, а зачастую даже желательно исключить ее. Вывод: современная реклама не несет информационной и просветительской функции, основная ее задача на сегодняшний день - привлечь потребителей к рекламируемому товару (всеми правдами и неправдами), а отвечает ли он (товар, услуга) тем запросам, которые требуются от товара (услуги) или нет – товаропроизводителю (представителю услуг) не важно.
Следствие: Долой рекламу! Толку от нее совершенно никакого.
Читайте также:
• Третья встреча с Богом (за чашкой кофе)
• Мимо рая и ада или Нежданная встреча с Богом
• Супротив рекламы
Читают прямо сейчас: