Хаос и Порядок. Философские формулы
«Прав был Экклезиаст!»
Р. Желязны. «Роза для Экклезиаста»
Мне почему-то всегда было жаль жителя капиталистического мира, который вынужден еще в отрочества распланировать свою жизнь так, чтобы к финалу ее придти полностью укомплектованным – удавшаяся карьера, красавица-жена, дети с высшим образованием, автомобиль, большой дом за городом и миллион в банке.
Если представить это в философской формуле, получится примерно следующее:
Обитатель вселенной капитализма, чтобы двигаться вперед, вынужден воплощать в существование Порядок. Хаос, как нарушение Порядка, отодвигает движущегося назад. Итог движения - абсолютный идеальный Порядок. В период движения рассматриваемый объект находится в состоянии активности. Но за финишной чертой, согласно идеальному воплощению Порядка, данный объект должен быть приведен в состояние покоя.
То есть, говоря нормальным человеческим языком, наш житель должен умереть.
Самое ужасное заключается в том, что в нормальном капиталистическом мире укомплектоваться можно достаточно скоро – годам к сорока-пятидесяти. Но кто же в этом возрасте собирается помирать? Тем более, когда наконец-то в наличии есть все, что нужно для нормального человеческого существования. Однако задумываются об этом, как правило, только после того, как пересекается финишная линия.
Мне также жаль жителя некапиталистического (уж не знаю точно какого именно) мира, который в любой момент собственного существования не представляет, каким будет его завтра, и поэтому живет днем сегодняшним. С одной стороны он жаждет уверенного будущего, но с другой – не прилагает к этому особых усилий, так как у него нет уверенности, что эти усилия оправдаются.
Опять же, если это будет философская формула, получим:
Обитатель некапиталистической вселенной, двигаясь вперед, вынужден следовать имеющемуся состоянию Хаоса. Попытки привнести Порядок, дабы упорядочить или ускорить движение вперед, лишь в малой степени влияют на движение, причем в обоих направлениях. Также невозможно определить расстояние от начала движения до его финала, и, что особо важно, невозможно определить и саму финишную черту. К тому же, даже достигнув финиша, нельзя сказать, что данное действие действительно выполнено, так как это вполне может оказаться чем-то другим. Итог, как таковой, можно вычислить только постфактум - после завершения движения, да и то лишь исходя из имеющегося на момент вычисления состояния Хаоса.
Или же, переходим опять на нормальный человеческий язык, то, чего добьется наш обитатель, можно узнать в лучшем случае после его смерти, в худшем – никогда. А значит, любые цели совершенно не стоят никаких усилий, сколь бы малы эти усилия ни были.
Вывод из всего вышесказанного можно сделать один, причем уже давно известный: все – суета, тщета и ловля ветра.
Если хотите, можно выразить данное изречение в контексте нашей темы в такой философской формуле:
Порядок – суть явление Хаоса, которое из Хаоса рождается и Хаосом же будет поглощено. Все попытки противопоставить Порядок Хаосу обречены на провал, так как Хаос всеобъемлющ – в нем есть возможность всего, и даже Порядка. Порядок сам по себе невозможен, а в противопоставлении Хаосу – бессмыслен, так как является лишь одной из ипостасей Хаоса. Порядок – есть форма выражения Хаоса, Хаос – отсутствие любого выражения вообще. Следовательно, Порядка не существует.
То есть, все человеческие попытки хоть как-то упорядочить собственную жизнь приводят лишь к безрезультатной трате собственного времени, которого у человека на самом деле не так уж и много.
Читайте также:
• Занятие и Цель. О приоритетах
Читают прямо сейчас:
• О смысле жизни. Философский монолог