Философский монолог о смерти

«Но что есть смерть?
Случайность ли это, или божий промысел?
Или, быть может, нет никакой тайны,
Как нет ничего за самой смертью?»
«Монологи о смерти» (автор неизвестен).

Прежде чем начать этот сложный для меня монолог, я хотел бы уточнить, что однажды я наблюдал (находился в самом эпицентре) смерть во всей ее ужасающей силе. И какая-то часть меня до сих пор уверена, что я уже давно нахожусь по ту сторону жизни, потому как выбраться живым из той жуткой «пляски смерти» можно лишь по случайной прихоти всемогущей природы, или же с отсылкой на чудо (уж неизвестно чьим рукам или лапам принадлежащее). Первое иногда случается (хоть и крайне редко), во второе же я не верю. Однако с тех пор я (если только жив) постоянно ощущаю на себе дыхание смерти, как будто она недовольна тем, что я миновал ее зова, или же просто ждет, чтобы однажды завершить начатое. Поэтому мне трудно было взяться за этот монолог (дабы не искушать судьбу), но я преодолел этот барьер и все же написал монолог о смерти, втайне надеясь и для самого себя открыть что-то новое.

Удивительно - человек изобрел столько способов призывать смерть, но так до сих пор и не научился от нее избавляться. Единственное, чего человечество добилось, так это лишь ненадолго отсрочить смерть. Да и то не всегда.

И еще более удивительно, что при таком обилии смертоубийства среди людей, мы совершенно ничего не знаем о природе смерти. По большому счету, все, что нам известно о смерти, так это то, что, рано или поздно, она приходит ко всем.

И все. Из всех тайн бытия одна из самых нераскрытых – это тайна смерти (более загадочен может быть лишь Творец, Создатель, Бог, но тут надо учесть, что никому вообще неизвестно, есть ли Он на самом деле, а смерть - она есть, и в этом нет никаких сомнений, мы можем ее видеть, лицезреть результат ее «работы», и даже способствовать ее приходу). К какой природе ее отнести, материальной или божественной? Благо это или наказание? Есть ли за ней что-то или все-таки нет? Какими критериями она руководствуется при выборе? Мыслящее она существо и вообще существо ли?

Никаого ответа. Полная пустота (которой, кстати, смерть тоже вполне может оказаться). Неизвестность, которая пугает больше любой самой ужасной известности. Однако, что странно, и к смерти мы относимся совершенно по разному. Большей частью живые существа боятся ее, причем страх этот иррационален, потому как бывают ситуации, когда действительно лучше уж умереть, но какая-то неизвестная часть тебя невыносимо жаждет жить, и, в девяносто девяти процентах из ста, она всегда одерживает победу. С другой стороны, есть и такие, кто принимает смерть как избавление. Моя родная бабушка (вечная ей память!) в последние годы жизни ждала смерти с нетерпением и приняла ее с благодарностью (именно тогда я впервые задумался о том, что же на самом деле представляет собой смерть).

Многие вообще предпочитают не думать смерти, другие же, наоборот, придерживаются мнения, что правильнее о ней думать всегда.

Я, например, не могу не думать о смерти. Но мысли порою удивительные даже для меня самого. Однажды, когда я был совсем юн и счастлив жизнью (я был тогда влюблен и любим), мне вдруг подумалось о смерти. Я увидел за ней вечность, наполненную знанием, смыслом, любовью и радостью. И в этой бесконечности любви, счастья и знания я возблагодарил и взалкал смерти. Но смерть тогда обошла меня стороной, а вскоре у меня не осталось ни счастья, ни любви, ни смысла.

В другой раз, когда я был много старше, мне довелось читать книги Карлоса Кастанеды. И вот в одной из этих книг автор (устами мифического индейца) категорично заявил, что смерть есть ничто иное, как полный, безвозвратный и совершенно бессмысленный итог человеческой жизни. После смерти нет ничего, да и глупее самой смерти тоже ничего не может быть. И автор вроде бы пытался ужаснуть этой мыслью читателя (чтобы заставить его как можно дольше сопротивляться приходу смерти), но мне, стоило только на мгновение принять эту мысль за истину, стало вдруг так легко и беззаботно, как, наверное, не было еще никогда в жизни. Я был на самом пике блаженства (просветления), ибо отныне оковы осознания необходимости выполнения множества различных условий дабы обрести «царствие небесное» пали с меня, и я наконец мог жить так, как хотел, не ожидая ни адского наказания, ни божественной благости.

И уже много позже мне однажды явилась интересная мысль, объясняющая, почему же столь ревностно охраняется тайна смерти. Смерть существует как бесспорная данность, однако смысл ее укрыт от живых. И сделано это (если сделано) для того, чтобы предоставить живым выбор. Ведь знай мы, что за порогом этого света нас ожидают ад и рай, мы однозначно бы вели благообразную жизнь, обеспечивая себе теплое местечко в райском саду (однако за внешностью добрых самаритян прятались бы ужасные монстры). Или, если бы мы точно знали, что после краткого мига бытия нас банально не станет, то человечество, скорее всего, вело бы столь разнузданный образ жизни, что давно бы уж вымерло. А пока же мы не знаем точно, что ожидает нас в послесмертии, и каждый сам, на свой страх и риск, выбирает свой путь, свою жизнь, и, как следствие, свою смерть.

Может быть так, а, может, и нет. Но в смерти для нас таится и ужасная мука, и безмерное благо, и значит, пока мы еще вольны выбирать, человек в какой-никакой степени властен над смертью, а уж что будет после ее прихода - ведомо лишь Господу Богу, хотя вполне возможно, что и Он ничего не знает, и именно этому мы обязаны сотворенной вселенной.

Всевечно Ваш,
Пихто.

Читайте также:

Беспредел. Монолог о пределе и его отсутствии

Я, другой я или счастье в несчастье. Философский монолог

Любовь. О любви. Философский монолог

Параллельный мир или Монолог о всемирной паутине