Лень как явление или Искусство лени. Философский монолог

Лень – неизлечима,
Лень – непобедима,
Лень – необходима…
«Алиса»

Лень – одно из самых интересных явлений в человеческой среде (конечно, лень свойственна не только человеку, но и всем живым существам, однако, в отличие от остальных, лишь человек вывел лень в особое явление; животные, например, вообще не подозревают о том, что есть такое явление - лень, а значит и не обладают таковым). С одной стороны, лень – явно негативное явление (думаю, никаких примеров тут и приводить не надо – так понятно).

Но, с другой стороны, лень вполне может выступать в положительном качестве. Например, часто говорят, что «лень – двигатель прогресса». В этом случае лень выступает с положительной стороны. Почему с положительной, спросите вы? Да потому, что само желание насладиться ленью приводит к действию (заметьте, тут еще лени как таковой нет – в наличии пока еще только жажда обладания), которое является прямой противоположностью бездействию (которое есть непременный атрибут лени). Как в мультфильме: «лучше день потерять, зато потом за пять минут долететь». Где тут лень? Скорее можно предположить, что все прямо наоборот.

Или вот взять буддийскую мудрость: бездействие – как способ борьбы со злом. Во многом буддисты правы – чем больше действия, тем больше зла, даже если в основе действия заложено желание творить добро (вспомните: даже самые ужасные злодеи были уверены, что они творят добро, а самый добрый праздник - Новый год - приносит намного больше жертв, чем Хеллоуин или День ВДВ).

Однако есть тут небольшой нюанс: буддийское бездействие – это весьма сложное искусство, овладеть которым не так уж и просто. А если попытаться сопоставить вышеуказанное бездействие с ленью, то окажется, что и лень на самом деле – это тоже сложное искусство, и овладей мы им, быть может, сошли бы на нет все известные негативные проявления лени, и остались только положительные (как, наверняка, и проявляется лень в животном мире). Ведь действительно, учат же детей в школе и дома трудолюбию (тоже, кстати, весьма непростое явление, которое требует особой подготовки – ведь есть вероятность напрочь отбить жажду плодотворно трудиться или же трудолюбие может выродиться в трудоголизм – и то, и другое случается весьма нередко, но сейчас не об этом речь), почему бы не обучать и лени?

Можно, например, представить это так. Хочешь меньше времени уделять урокам, чтобы больше осталось на безделье – будь внимателен на уроке! Потому что, чем больше поймешь на уроке, тем меньше времени уйдет на домашние задания. Хочешь не ходить на физкультуру – занимайся спортом. Лень сдавать экзамены – учить на пятерки! Жаждешь зевать от скуки на уроке – изучи новую тему заранее!

Вот оно – искусство лени! Как бы изменилась наша жизнь, если бы мы обучались лени. Ведь мы совершенно не умеем лениться. Сколько времени мы бессмысленно тратим в школе, пуская самолетики, передавая друг другу сомнительные записки или выковыривая ножичком похабные рисуночки на партах. Сколько времени мы бессмысленно тратим, делая вид, будто заняты делом. В конце концов, сколько усилий и времени растрачено впустую, когда мы пытаемся заниматься тем, к чему у нас нет ни способностей, ни желания этим заниматься.

Все потому, что никто нас не научил правильно лениться. А когда мы наконец понимаем это опытным путем и овладеваем-таки наукой лениться с толком, прилагая к этому минимум усилий и получая максимум отдачи, оказывается, что жизнь уже совсем прожита, и наслаждаться приобретенным умением у нас просто нет возможности.

Скольких бы страшных ужасов мы избежали, если бы только научились искусству лени. Мы бы тогда занимались исключительно своим делом, так как «не свое» дело предполагает значительные и неоправданные материальные и душевные затраты (а ведь многие из людей почему-то уверены в обратном, хотя не понятно, оттуда берется эта уверенность). Мы бы меньше притворялись и чаще бы говорили правду, так как притворство и обман опять же излишне трудоемки, а искусный ленивец (язык не поворачивается назвать такого человека «лентяем») не стал напрасно утруждать себя ложью. Мы бы даже отдыхали наконец правильно, а не превращали драгоценное свободное время в муку пьянства и мордобоя, которые тоже требуют больших усилий, как во время, так и после такого отдыха.

Так что не такое уж и простое это дело – лень, и давно пора бы ввести в нашу жизнь такую необходимую науку, как «Искусство лени» (хотя, если уж быть совсем честным, дело тут совсем не в лени и трудолюбии, а именно в искусстве, а уж после слова «искусство» можете ставить все, что вам пожелается – война, любовь, страх, боль, сила, знание, вечность и т. д. до бесконечности, но это, опять же, совсем другая тема).

Ну вот, пожалуй, и все. Напоследок лишь пожелаю:

«Будьте ленивы! Но ленивы искусно!»

Всевечно Ваш,
Пихто.

Читайте также:

Параллельный мир или Монолог о всемирной паутине

Монолог о смерти. Философское размышление о смерти

Монолог о красоте. Что же такое есть красота?

Монолог о знании и невежестве