Монолог побежденного. Философский монолог

или Искусство победы, Искусство поражения

Говорят, что искусство победы заключается в умении проигрывать. Потому как победителем оказывается не тот, кто одержал победу, а лишь тот, кто не признал поражения.

Говорят, невозможно всегда побеждать, а количество всех побед, сколько бы их ни было, можно приравнять лишь к одному финальному поражению.

Говорят, что в любой победе зреет семя поражения, так же, как в любом поражении всегда упрятано семя победы.

Родители воспитывали меня победителем. Они учили меня тому, чтобы, упав, я поднимался снова. Чтобы я был целеустремленным и никогда не сдавался, даже тогда, когда победа более ужасна, чем поражение. Мои родители истово проповедовали, что любое поражение делает человека сильнее, и чем больше битв будет проиграно, тем более непобедимым он – человек - станет. Они искренне верили, что все минусы обязательно дадут в итоге плюс. И я, восхищенный подвигами родителей, старательно учился быть победителем во всем.

Жизнь воспитывала во мне побежденного. Все мои победы она забирала себе, оставляя мне лишь горечь поражений. На каждую мою победу становились два (три, десять, сто) поражения, так что в итоге за сплошным потоком поражений уже не упомнить было ни одной победы.

Я же сам был рад как своим победам, так и поражениям. Я собирал их, как драгоценные камни, и хранил, считая, что именно это и есть мое главное сокровище, которое останется даже тогда, когда меня не станет во вселенной.

Но все мои сокровища обратились в пыль, а победы так перемешались с поражениями, что даже я сам не всегда понимаю, что было победой, а что - поражением.

Я до сих пор жив. Победа ли это или поражение? Я продолжаю жить из жажды жизни или из трусости перед смертью?

Я все еще верю. Верю в то, что однажды моя жизнь обретет наконец какой-либо смысл, либо все прожитое окажется вдруг не набором случайностей, а целью, ныне мне неведомой. Но вера моя от безысходности ли, или от негасимой надежды?

Я, как и раньше, продолжаю искать, страдать, болеть, бояться, смеяться и плакать, доверять и любить, ненавидеть, убивать и возвращать к жизни. Я все еще считаю, что такие понятия, как честь, достоинство, совесть, дружба и любовь имеют высокую цену, хотя сам уже давно упрятал их в самые глубокие и труднодоступные тайники своей души. Победа ли это или поражение?

Побежденный ли я или победитель?

Не правильнее ли было одеть шафранные одежды и уйти в пустыню, чтобы там посмотреть вечности в глаза, и потерять себя навсегда?

В чем заключается искусство победы, если обратная его сторона – это искусство поражения? Есть ли смысл видеть только лишь что-то одно или для истинного понимания всегда требуется знать иную сторону?

В чем отличие победы от поражения, если одно никогда невозможно без другого, как солнце невозможно без неба, как невозможно перестать дышать, но и невозможно с каждый вздохом ощущать радость такого простого и такого привычного занятия?

Что же, в конце концов, есть победа, а что – поражение?

Хотелось бы верить, что любое поражение столь же ценно, как и любая победа, а все победы столь же бессмысленны, как и поражения.

И нет никакого смысла определять ту грань, где победа становится поражением, а поражение - победой. А есть смысл только в том, чтобы были победы и поражения, которыми можно было бы уравновесить те загадочные весы, определяющие тяжесть невесомой материи души.

Но что, если значимость всех побед и поражений определяется лишь верой в их ценность?

Тогда в моих руках лишь пыль и тлен, в которые я собственным же неверием обратил драгоценные камни моего жизненного опыта.

Всевечно Ваш,
Пихто.

Читайте также:

Красивая жизнь. Философский монолог

Разбор полетов. Философский монолог

Свобода. Монолог о свободе

Одиночество. Философский монолог. Значимость и ничтожность