О бескорыстии. Философский монолог
Марина и Сергей Дяченко в романе «Казнь» рассказывают о мире, где вьяве воплотилось Провидение, карающее и вознаграждающее. То есть, если обитатель этого мира совершит условное добро, то Провидение его вознаградит, а если случится жителю этого мира сделать условное зло, то Провидение его тут же покарает.
Я не случайно по отношению к понятиям «добро» и «зло» употребляю значение «условное», так как градаций у добра и зла великое множество, и одно зачастую является полной своей противоположностью. Об этом же говорят и сами авторы в своем романе, преподнося читателю столько оттенков добра и зла, что невольно начинаешь сомневаться в «качестве» того или иного человеческого поступка.
Так вот, в мире Провидения существует некое «движение», последователи которого не желают получать никакого вознаграждения за свои добрые дела. Поэтому они, свершив условное добро, тут же творят равносильное условное зло, дабы Провидение их не вознаградило. Таких в мире Провидения называют «бескорыстными».
Сначала мне пришла в голову мысль: «Почему же бескорыстные не совершают условного зла, а после не задабривают Провидение добрыми поступками?»
«Да потому что такого хватает и в нашем мире сполна, - ответил я сам себе, - и не нужно для этого никакого Провидения.»
«Так почему же тогда в нашем мире нет бескорыстных?» – стал думать я дальше.
И стал перебирать всех моих знакомых и полузнакомых мне людей, выискивая в них хоть малую каплю бескорыстия.
Процесс разбора оказался невероятно трудным делом, ведь сначала нужно было классифицировать поступки того или иного человека, а потом уже рассматривать их с точки зрения наличия или отсутствия корысти.
Бросив в конце концов непосильное занятие, я переключился на себя. Сделал ли я сам хоть один поступок в жизни бескорыстно, не ожидая никакого вознаграждения – ни реального, ни метафизического?
Как оказалось – нет. Ожидание вознаграждения не обязательно присутствовало, но всегда наличествовали факторы, которые влияли на то или иное свершаемое дело. Личное отношение к человеку, например, или состояние особого настроения.
Можно ли назвать поступки, которые мы делаем в состоянии особого настроения, бескорыстными? Ведь не случись такового состояния души – не было бы и самого поступка. Очень хороший вопрос, но, к великому сожалению, не имеющий однозначного ответа. И тут вдруг мне вспомнилась фраза из одного старого советского мультфильма:
«Делай добро и бросай его в воду».
«Вот он! - возликовал я, - самый настоящий бескорыстный поступок». Точнее, отголосок какого-то бескорыстного поступка.
Значит, все-таки есть и у нас в мире бескорыстные. И следовательно есть надежда на то… или это опять уже мои корыстные интересы?
Тут уж я насильно прервал ход своих мыслей, решив остановиться на простой и однозначной фразе:
Делай добро и бросай его в воду.
Читайте также:
• Одиночество. Философский монолог. Значимость и ничтожность
• Красивая жизнь. Философский монолог
• О смысле жизни. Философский монолог